О системе

Система развивающего обучения Л.В. Занкова – что это такое?

Нечаева Н. В.,
Ванцян А.Г.

Вы раздумываете над тем, в какую школу, с каким комплектом учебников отдать своего ребенка – будущего первоклассника? Надеемся, наш рассказ о системе развивающего обучения академика Л.В. Занкова поможет вам сделать выбор.

Какие существуют системы обучения?

С 1996 года в Российской Федерации государственными признаны три образовательные системы: традиционная, система развивающего обучения Л.В. Занкова и система развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он впервые обосновал идею обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система Коменского способствовала развитию у школьников таких  качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ручного ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера), действовать по заданному образцу. В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, фактически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение всей жизни заниматься одним и тем же видом деятельности, в котором мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Человечество из индустриальной эпохи переступило в эпоху постиндустриальную, или информационную. Все это так же, как и 400 лет назад, привело к необходимости существенного пересмотра цели, задач и методов обучения школьников. Система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требованиям 30–40-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

  Каковы идеи системы Л.В. Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди, обладающие помимо профессиональных навыков высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации. Ведь современный человек живет в постоянно меняющемся мире, он должен уметь быстро и самостоятельно осваивать новое. Приведем бытовые примеры: как изменились за последние 20 лет и продолжают изменяться стиральные машины, плиты для приготовления пищи, мобильные телефоны и мн.др. В своей трудовой деятельности вашему ребенку (как и вам сейчас, если хотите быть конкурентоспособными) надо будет постоянно осваивать новые методы и приемы работы, включаться во взаимодействие с новыми людьми, и вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией.

Чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать ситуацию, сравнивать объекты и способы действий, устанавливать между ними связи, делать умозаключения, владеть коммуникативными навыками. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система развивающего обучения, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901–1977) вместе с его сотрудниками и последователями, которые и сейчас продолжают развивать его идеи.

Целью обучения школьников Л.В. Занков назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – развитие его ума, воли, чувств, нравственных представлений при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный опыт работы по этой системе показал прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка. Развитие может осуществляться только в ходе самостоятельной, преобразующей деятельности ребенка. Развитие личности предполагает, что процесс обучения должен быть ориентирован не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные особенности и создать условия для оптимального развития каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе сильным или слабым. Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то станет тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Приведенные пояснения дают, на наш взгляд, ответ на вопрос, который мог у вас возникнуть: кого учат в занковских классах? В таких классах учат всех детей, начиная с шести с половиной лет, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

В настоящее время основным нормативным документом Министерства образования и науки РФ для начального общего образования является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО, 2009 г.). В этом документе в качестве цели и основного результата образования названо «развитие личности обучающегося». В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» (Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 № 373. ФГОС НОО, с. 3).

Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие положения системы Л.В. Занкова, выдвинутые еще 60 лет назад, и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

– цель образования – развитие личности (или общее развитие каждого ребенка);

– понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению;

– организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели.

Уже десятилетия назад Л.В. Занков смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть конкретные особенности именно вашего ребенка.

Назовем основные отдаленные результаты воздействия обучения по системе Л.В. Занкова – это высокий уровень социализации детей (наличие навыков, которые необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в обществе), осознанный выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; в качестве дополнительных достижений ребенка можно назвать высокие показатели и победы в олимпиадах, количество медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Предлагаем теперь читателям самим ответить на вопрос, может ли быть резонным утверждение: «Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?»

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

В настоящее время для классов, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, разработано восьмое поколение полного учебно-методического комплекта (учебники, рабочие тетради, методические рекомендации, пособия по изучению результативности обучения).

Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями. При написании учебников авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Учитывая возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена также и другая особенность младших школьников – их возрастная склонность к исследованию, к открытию.

Для иллюстрации рассмотрим упражнение из учебника по русскому языку (автор Н.В. Нечаева) для 1 класса (последняя четверть 1-го класса):

Ползет, шипит живой канат,

Несет в себе опасный яд.

Задания и вопросы с пояснениями: Отгадай загадку. (Чтобы избежать простого припоминания отгадки, формулируется следующий вопрос, который требует анализа слов загадки, доказательности ответа.) Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? (Весьма продуктивным средством активизации мыслительной деятельности школьников являются неверные предположения учителя. Например, после правильного ответа: «Змея», учитель возражает: «А я думаю, что это не змея, а шланг, по которому идет газ для наших плит. Он тоже ядовитый». Дети удивляются, смеются, но не поддерживают мнение учителя, так как в загадке говорится, что канат живой.) Запиши отгадку. (При записи следует обратить внимание на правописание буквы и после шипящих.) Выпиши из загадки рифмующиеся слова. Сравни звуки и буквы в конце рифмующихся слов. (Сравнивается звучание ударных гласных звуков: звук один [а], буквы разные а, я, – и звучание конечных согласных: звуки одинаковые [т], буквы разные т, д.)

Главное в этом многоаспектном задании то, что каждый ребенок найдет свою нишу, ведь задание затрагивает и фольклор как жанр литературы, и разные разделы русского языка. Явления языка предстают перед ребенком целостно: в тесном переплетении цели речи, смысла слова и грамматических законов. 

Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой, это помогает им справиться с итоговыми комплексными работами и с всероссийскими проверочными работами . Опыт таких действий дети, обучающиеся по занковскому комплекту, получают уже в течение многих десятилетий, начиная с первого класса.

Многоаспектность заданий к одному содержанию чрезвычайно важна для становления ученика, для воспитания волевых качеств личности, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании; для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом. Это существенное условие для индивидуализации обучения, так как на таком широком поле возможностей нишу для деятельности найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный. Это еще одна возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи, накапливать наблюдения над языком, которые пригодятся в будущем, в данном случае – оглушение звонких согласных в конце слова. Когда во 2-м классе дети подойдут к изучению темы «Написание буквы парного согласного в корне слова», они будут готовы к самостоятельному формулированию правила, так как это не единственный случай наблюдения оглушения звонких согласных. Полученное новое орфографическое знание дети будут сравнивать с уже известным правилом написания буквы безударного гласного в корне слова, а позже это знание включится в новый материал: написание букв удвоенных согласных и непроизносимых согласных в корне слова и т.д. Таким образом, р абота обучающихся с многоаспектными заданиями обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся учебных ситуациях. Тем самым расширяются коммуникативные творческие возможности учеников, формируется прочность усвоения программного материала.

В таком распределении в учебнике (во всех учебниках) обязательного для усвоения материала – два разных подхода к формированию прочности знаний. Сравним их с поливом почвы. Можно это сделать быстро, поливая сильной струей. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.

Примерьте к себе приведенный и следующие ниже примеры, и вы поймете, что, с одной стороны, мы, взрослые, и наши дети очень похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а с другой – мы очень разные, например, по-разному воспринимаем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей . Подумайте, целесообразно ли сравнивать современные учебники и манеру преподавания со своим школьным опытом.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников системы Л.В. Занкова в них полностью реализуются требования федерального государственного образовательного стандарта. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести ребенка из занковского класса в любой другой. Он легко впишется в новые условия.

Как проходит урок в занковских классах?

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным.

В чем выражаются эти отличия?

Во-первых, активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками, когда, по выражению Леонида Владимировича, «ребенок доверяет свои мысли учителю». Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известные высказывания Л.В. Занкова: « Ребенок – это тот же человек, только маленький» и «Самое главное в методике – это состояние души на уроке учителя и ученика» – как нельзя лучше характеризуют те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы, обратив внимание на выделенные слова, поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей – наших учеников:

image2За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

– Барабанить не стану.

Нет настроения,

Нет обстановки,

Нет подготовки.

Не вижу морковки!

Во-вторых , процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой, скорее – наоборот: активность на уроке должна поощряться.

image3Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в «Азбуке» (авторы Н.В. Нечаева и К.С. Белорусец) столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»

гол            дом     диван            дорога                        ?

голы         дома    диваны           дороги            ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках и букварях всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов). Включение последнего варианта: слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучить слова и, главное, понять их смысл. Ведь только ради этого мы и читаем. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым - слово, называющее несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в тот момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа – оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия.

Но задание смутило не всех первоклассников. Один ученик говорит: «Здесь пропущено слово «воротник». Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: «ворота – воротник», кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.

Дети (дружно): Стол!

Учитель: Облака.

Дети: Облако!

Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов «нож» и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет следующие слова.

Учитель: Окна.

Дети: Окно!

Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Молчание.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Есть особенные слова в русском языке! Они не могут быть в единственном числе.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!» (В данном случае неправильный ответ «воротник» и подвел весь класс, а не одного ученика к самостоятельному осознанному выводу.) Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Сухомлинский, Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов, прежде всего, отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя».

В системе Л.В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

В-четвертых, система Л. В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются занятия в библиотеке, экскурсии в музеи, театры, на концерты, в природу, на предприятия – в зависимости от учебного предмета и изучаемого материала; учителя используют фронтальную, индивидуальную формы работы, а также парами и группами.

Обучение по системе Л.В. Занкова не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали, как некоторые родители при записи ребенка в школу просили для него программу полегче. Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли облегченно готовить к взрослой жизни?! Которая, напомним, у него состоится в 30–50-е годы.

«Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких «парадоксальных» ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

Читая следующий фрагмент урока, обратите особое внимание на атмосферу урока, на настроение ребят, на то, как совместная деятельность помогает решить учебную задачу. (Математика, 1 класс, автор И.И. Аргинская и др.).

Учитель: Найдите «лишний» рисунок.

 

(О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)

Ученик 1: «Лишний» пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.

Ученик 2: А еще «лишний» первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.

Ученик 3: «Лишним» можно считать второй рисунок: везде дети идут, а на нем стоят.

Ученик 4: «Лишний» четвертый рисунок – на нем дети идут к зданию, а на остальных от здания.

Дальше наступила достаточно длительная пауза. Возгласы детей: «Все, больше нет ничего», «Неужели еще есть «лишнее»?» Учитель улыбается, ждет. Наконец, еще вариант.

Ученик 5: Третий рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.

Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура», «Вот это да!»

Дети: А может быть, еще есть «лишнее»?

Еще рассматривают, других вариантов не находят.

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно они перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический признак. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у учеников, трудные ли это задания, ответят – интересные.

Какие учителя ведут уроки в занковских классах?

В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась «своей». Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя-профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить, не боясь, что тебя не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь, с принятием новых образовательных стандартов, они потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в обучении. Но прежде учителю, который решит работать по системе развивающего обучения, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые проводятся как в Москве, так и в регионах России.

Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается «занковцем».


Обучение в начальной школе закончено – что дальше?

В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт разработан  и для начальной и для основной школы. Таким образом решен вопрос единства образовательного пространства Российской Федерации, «преемственности основных образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования; личностного развития, включая социокультурное и духовно-нравственное».

Многолетний опыт реализации системы развивающего обучения показал, с какой готовностью учителя-предметники хотят работать с занковскими учениками. Их привлекают высокие результаты наших выпускников начальной школы по учебным предметам, учебная и общественная активность, высокие адаптационные возможности. Как правило, эти достижения сохраняются до конца обучения. В случае необходимости, ученики-занковцы легко поступают в профильные гимназии и лицеи.

А если родители отдают предпочтение другим системам обучения?

Мы уважаем свободу выбора родителей, никогда и никому не навязываем своей системы. Мы считаем недопустимым ее внедрение в административном порядке; напротив, необходимо, чтобы в данной школе (или в соседней) были классы, обучение в которых ведется по другим системам (традиционной или системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). У вас всегда должен быть выбор, как и у учителя. Если вы не принимаете учебники, по которым будет учиться ваш ребенок, если вас раздражает организация процесса обучения и если учитель не развеял ваши сомнения, вы можете перевести своего ребенка в класс с другой системой обучения.

Дополнительная информация

Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л.В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста и наконец – более тысячи классов. На основе осмысления полученных данных было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Сейчас занковские классы работают по восьмому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами, осмысления Федеральных государственных образовательных стандартов и новых условий общественной жизни.

Результаты исследования опубликованы более чем в 500 работах. Теоретические труды Л.В. Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.

В 1993 году Министерство образования России организовало Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова, в 2001 г. было открыто Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

 

Наши организационные достижения за прошедшее десятилетие:

· система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, в  Украине, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия), с учеными Бразилии;

· в регионах открыты филиалы ФНМЦ им. Л.В. Занкова, планы которых координируются с планом Центра с учетом местных условий;

· организованы курсы повышения квалификации как в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ, так и во время выездов на места (более ста выездных семинаров и курсов ежегодно), практикуется заочная форма повышения квалификации учителей с использованием вебинаров, планируется дистанционное обучение.

· Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, регулярно проводит Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев, конкурсы для детей и учителей, призванные выявлять и поддерживать одаренных детей; проводит Занковские педагогические чтение, конференции и форумы для педагогов.

В заключение еще раз подчеркнем, что основная особенность системы состоит в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка – его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем связано с все более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования — с другой.

Два основных для начала обучения вопроса

Давайте сверим понимание двух основных для начала обучения вопросов. Согласны ли вы с ответами?

В чем состоит помощь родителей детям в обучении?

· В уходе за ребенком, в обеспечении (по возможности) нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.

· В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении музеев, театров и просто в дружеском разговоре.

· В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.

· В постоянном контакте с учителем.

Чего родители не должны делать?

· Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.

· Наказывать за неуспех, в основе которого лежат индивидуальные особенности вашего ребенка.

Мы – коллектив авторов, методисты, сотрудники ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Объединения профессионалов, издатели – будем рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина России – вашего ребенка.